крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Информационные источники.
1.Вятка. Памятники и памятные места. ISBN 5-85271-086-5

Предлагаемая вниманию читателей книга написана группой авторов, на протяжении ряда лет занимающихся изучением истории культуры города Кирова. В ней - результаты архивных изысканий и натурных обследований памятников. Многие сведения о памятниках сообщаются впервые. Книга иллюстрирована не только современными фотографиям, но и другими, ранее не публиковавшимися или вовсе неизвестными графическими материалами. Она будет интереск самому широкому кругу читателей - школьникам, краеведам, проектировщикам, любителям старины, патриотам исторического российского города.

2. Энциклопедия Земли Вятской. Том 5. Архитектура. ISBN 5-86645-012-7

Координационный совет:
А. М. Михеев, В. А. Никонов, В. А. Ситников, Н. Г. Протопопов, В. В. Втюрин, А. А. Горевский, Н. В. Поляков, Ф. И. Юшин.

Редакционная комиссия:
В. А. Ситников ( председатель), Н. И. Перминова ( заместитель), О. М. Любовиков, А. В. Рева, В. А. Бердинских, А. Г. Тинский, С. П. Кокурина, В. А. Поздеев, Г. Г. Киселева, В. К. Семибратов, А. П. Соловьев, В.Ф. Понамарев.
  Александро-Невский собор, 1839 - 1864 гг. (утрачен)
30 августа 1839 года по старому стилю в Вятке состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Александра Невского, сооружаемого на добровольные пожертвования в память посещения города императором Александром I в 1824 году.

Александро-Невский собор, 1839 - 1864 гг.  (утрачен)
  Александровский костёл, 1903 г.
Киров, ул. Дерендяева, 46.

Александровский костёл, 1903 г.В 1892 году по ходатайству ссыльных поляков вятский губернатор А. Ф. Анисьин с санкции министра внут ренних дел разрешил местным католикам открыть молитвенный дом. Через два года для поляков представился удобный случай выстроить в Вятке каменную каплицу, посвятив её памяти умершего императора Александра III. С этой просьбой и обратились поляки к только что вступившему на престол царю. Ходатайство поддержал новый губернатор Ф. Ф. Трепов. Для каменного храма к 1895 году уже был куплен у домовладельца Сырнева земельный участок в 1 -й части города на углу улиц Копанской и Всехсвятской. Заведующий римско-католическим домом А. Л. Викарский позаботился и о проекте. Выполненный варшавским архитектором К. Войцеховским, проект на постройку каплицы был представлен в Строительное отделение Вятского губернского правления в январе 1896 года.

Отсутствие денежных средств не позволило сразу приступить к постройке храма. Попечители Вятского молитвенного дома стали собирать пожертвования не только по Вятской губернии, но и среди «народа Польского», на что потребовалось ещё два года. И только 17 июня 1899 года состоялась закладка костёла во имя Святого Александра и в память «государя-императора Александра III». Комитет по сооружению католического храма предложил руководить строительными работами молодому, но уже отлично зарекомендовавшему себя архитектору И. А. Чарушину.
  Административный корпус КУТШО, 1936 г.
Киров, ул. Герцена, 41.

Административный корпус КУТШО, 1936 г.Начавшая свою деятельность в 1897 году мастерская учебных пособий положила начало производству школьного оборудования в городе. В конце 1929 года мастерская была преобразована в фабрику учебных пособий, в 1933 - в завод «Физприбор», в 1934 - в цех крупнейшего тогда в Европе комбината учебно-технического и школьного оборудования (КУТШО), созданного в Вятке. Открытие подобного комбината дало городу значительные средства, в том числе и для ведения крупномасштабного промышленного строительства.

Автор проекта административного корпуса, построенного в 1936 году на территории одного из цехов комбината, не установлен. Здание возведено в характерном для довоенной архитектуры конструктивистском стиле. Планировка корпуса соответствует его функциональной схеме: центральный коридор с кабинетами по обе стороны и лестничными клетками по торцам. В первом этаже были устроены проходная и магазин. Пространственная композиция постройки складывается из простейших геометрических форм: основной четырёхэтажный, вытянутый вдоль улицы блок фланкируют две вертикали лестничных клеток. Вертикаль, обращенная к улице Карла Маркса, является ядром композиции. Она имеет наибольшую высоту и закруглённый внешний угол со сплошным мелкоячеистым остеклением. По бокам ленты остекления и в её завершении размещены ниши-транспаранты с лепными барельефами, изображающими технические приборы. Другая вертикаль также приподнята над основной линией фасада и отмечена лентой стекла и надписью «КУТШО 1936 год». Ритмичные ряды окон по фасаду основного блока зрительно объединены по горизонтали при помощи уступов в кладке и окраски стен.
  Ансамбль Александровского сада, 1835,1838 - 1840 гг.
Киров, проезд Пионерский.

Ансамбль Александровского сада, 1835,1838 - 1840 гг.Городской публичный сад был устроен осенью 1825 года при губернаторе А. И. Рыхлевском после посещения Вятки императором Александром I. Для начала определили участок земли площадью 10906 квадратных сажен и посадили деревья - берёзу, липу, рябину и черёмуху. Место для разведения сада выбрали очень удачно. Оно занимало мыс, образованный берегом реки Вятки и склоном Разде-рихинского оврага. В XVII веке здесь находилась северная часть хлыновского посада, а по кромке лога прилегали рубленые прясла крепостных стен. Территория сада имела значительное архитектурное окружение. Охватив полукольцом корпуса губернских присутственных мест, она вплотную подходила со стороны набережной к ограде Пятницкого храма и заканчивалась у стен Спасо-Преображенского девичьего монастыря.
  Ансамбль Александровского сада. Центральный павильон, 1835 г.
Киров, проезд Пионерский.

Ансамбль Александровского сада. Центральный павильон, 1835 г.Построен по чертежам вятского губернского архитектора А. Е. Тимофеева. В отличие от воздушной архитектуры береговой беседки, центральный парковый павильон монументален и устойчив. В основе его объёма, тоже выполненный в дереве, - ротонда, прорезанная диаметральными арками и проёмами. Четыре портика с двумя парами колонн по краям, оформляющие входы, придают плану крестообразную форму. Фриз портиков украшает сочный алебастровый барельеф, включающий мотивы растительного орнамента. Выше портиков - гладкий, высокий антаблемент ротонды. Объём постройки перекрыт куполом на двухступенчатом основании. Павильон установлен на круглом кирпичном цоколе с тремя лестницами-всходами.

Визуально связанный с воротами сада, павильон закрепляет северную оконечность центральной аллеи и служит ключевым звеном паркового ансамбля.
  Ансамбль Александровского сада. Входной портик и чугунная ограда, 1838 - 1840 гг.
Киров, проезд Пионерский.

Ансамбль Александровского сада. Входной портик и чугунная ограда, 1838 - 1840 гг. Обращенный к городской площади, южный фасад Александровского сада обрамлён чугунной оградой на кирпичном цоколе с поставленным в центрe портиком главного входа.

Композиционно ворота трактуются как небольшой, прямоугольный в плане павильон с широким сквознвм проёмом. Торжественно-строгий облик постройки выдержан в формах высокого классицизма. Перемычки ворот поддерживаются двумя колоннами дорического ордера. Гладкие плоскости пилонов, украшенные гирляндами, контрастируют с рельефным фризом, опоясывающим стены по периметру. Ступенчатый аттик, возвышающийся над входом, подчёркивает ось фасада. При отделке ворот использована штукатурка и местный белый камень - опока, которым облицованы цоколь и стволы колонн. Одно целое с воротами составляет ограда. Она приподнята на цоколе, облицованном с фасада опочными блоками. Сборные звенья решётки установлены между заделанными в кладку чугунными столбами круглого сечения, увенчанными шарами. Рисунок решётки набран из вертикальных прутьев с утольщенным основанием, объединённых в верхней части меандровой лентой и возвышающимися над ней пиками. Центр звена украшает сложная гирлянда.
  Ансамбль Александровского сада. Береговая ротонда, 1835 г.
Киров, проезд Пионерский.

Ансамбль Александровского сада. Береговая ротонда, 1835 г.Деревянная беседка-ротонда была построена по проекту вятского губернского архитектора А. Е. Тимофеева к моменту официального открытия сада. Есть основания полагать, что прототипом её послужила беседка пермского городского сада, сооружённая в 1824 году (архитектор И. И. Свиязев) в бытность там на должности губернатора К. Я. Тюфяева. Тюфяев был переведён в Вятку в мае 1834 года и мог указать на этот образец. Кроме того, в 1833 году архитектор Тимофеев тоже побывал в Перми - с июня по ноябрь он был командирован в распоряжение пермского губернатора для работы по освидетельствованию ряда построенных на Урале зданий. Должно быть именно в эти годы зародился замысел вятского варианта подобной архитектурно-пейзажной композиции.

Облик беседки представляет собой канонический тип малой архитектурной формы эпохи классицизма. Круглая в плане постройка поставлена на высокий кирпичный стилобат с двумя всходами, основанный на специально подсыпанном участке местности.
  Ансамбль вятской духовной семинарии, конец XVIII - XIX вв., ул. Кирпичная.
Ансамбль вятской духовной семинарии, конец XVIII - XIX вв., ул. Кирпичная.Вятская духовная семинария была создана в 1758 году на базе славяно-латинской школы. В её учебную программу кроме гуманитарных наук, латинского и греческого языков и богословских знаний вошли гражданская история, география, алгебра, геометрия, немецкий и французский языки, архитектура и другие светские учебные дисциплины. Первоначально она размещалась в кельях Успенского Трифонова монастыря, которые по мере развития семинарии становились для неё всё более тесными. Преемник Варфоломея Любарского епископ Лаврентий II Баранович распорядился о построении для семинарии специальных зданий и определил место строительства - за городом, за речкой Люльченкой, на территории Филимоновской архиерейской дачи. В 1795 году, на период переезда на новое место, в семинарии обучалось свыше 700 человек. Ансамбль Вятской духовной семинарии на землях загородной Филимоновской дачи складывался в конце XVIII - начале XIX веков.

Вторая половина XVIII - первая половина XIX веков характерны введением «регулярности» во все сферы жизни в России. В русской архитектуре наметился перелом к более строгим и регулярным классическим принципам. Формировался новый стиль - классический. В этот период в России проводились грандиозные по масштабам градостроительные мероприятия: было разработано и утверждено более 400 проектов перестройки русских городов по регулярным планам. 13 августа 1784 года утверждается «План Вятского наместничества городу Хлынову, назначенному быть губернским городом». Воплощение нового плана связано с именем Филимона Меркурьевича Рослякова - первого губернского архитектора. Проект ансамбля Вятской духовной семинарии Ф. М. Росляков составил в 1789 году. К 1831 году строительство ансамбля, включавшего семь каменных одно- и двухэтажных зданий жилого и общественного назначения, один водный канал и пруд, было закончено. Весь комплекс зданий и сооружений дошёл до наших дней без утрат, с незначительными перестройками.
  Ансамбль вятской духовной семинарии, Архиерейский дом, 1790 г., ул. Кирпичная.
Ансамбль вятской духовной семинарии, Архиерейский дом, 1790 г., ул. Кирпичная.Архиерейский дом занимает главенствующее положение в ансамбле зданий Вятской духовной семинарии. Строительство корпуса как жилых апартаментов для архиерея начато в конце 1780-х годов. В середине 1795 года здесь и во вновь выстроенном учебном корпусе разместились жилые и учебные помещения семинарии. В 1829 году корпус полностью был передан под классы.

Расположено здание в восточной части ансамбля и обращено главным фасадом к воротам - «на город». Объёмно-пространственное и архитектурно-художественное решение архиерейского дома выделяют его среди других зданий ансамбля, подчеркивая первостепенную значимость.Здание двухэтажное, прямоугольное в плане. Планировка этажей коридорная. В центре восточной его части располагается парадная лестница.

Декорировка фасадов дома отличается разнообразием элементов. Рустованный первый этаж отделён от второго карнизом. Венчающий карниз включает ряд орнаментов над едва выступающими центральной и боковыми частями фасадов. Ризалиты декорированы помещёнными между окнами пилястрами, сложными сандриками и нишами. Все окна второго этажа обрамлены рамочными наличниками, дополнены сандриками и подоконными карнизами.

Архиерейский дом - один из наиболее интересных памятников гражданской архитектуры конца XVIII века.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство