крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Дом Размахнина, середина XIX в. ул. Ленина / Розы Люксембург, 2 7/20
Дом Размахнина, середина XIX в.  ул. Ленина / Розы Люксембург, 2 7/20Полукаменный двухэтажный («на фундаменте, в полтора этажа») дом, прямоугольный в плане, с пристроем-тамбуром с юга, под четырёхскатной крышей. Окна нижнего этажа, ныне обращенного в цокольный, наполовину в земле; большие окна верхнего декорированы наличниками с барельефной (верх) и пропильной (низ) резьбой, верхний этаж обшит тёсом, углы декорированы филёнчатыми досками. Чердачное окно, обращенное на улицу Ленина, также украшено резьбой.
Дом построен в середине XIX века (не позднее 1862), переустроен в 1895, после пожара, уничтожившего библиотеку и архив Иониных, включая письма М. Е. Салтыкова-Щедрина. Принадлежал чиновнику Размахнину, от наследников которого перешёл купчихе Пушкаревой. В 1871 году хозяином дома стал действительный советник Ионин (скончался здесь в 1881), его дочь Л. Н. Спасская в 1909 году продала дом мещанину Бояринцеву, от которого имение перешло крестьянину Кривошеину (с 1913).
Из жителей дома можно выделить Я. Г. Рождественского (не позднее 1866-1869), Н. В. Ионина(1871 - 1881), Л. Н. Спасскую.
Яков Григорьевич Рождественский (примерно 1830 - 1882)-историк, учитель вотских гимназий (1861 - 1869), воспитанник Казанской духовной академии (учился с А. П. Щаповым). «Это был благороднейший, искреннейший, яркий и сильный представитель так много давшего нам просветительного движения 60-х годов. Все силы своего духа и разумения отдал он своему делу и до конца был нелицемерным служителем идеи реформ, просвещения и народного блага»...
  Дом И. С. Репина, 1815 г.
Киров, ул. Карла Маркса, 70.

Дом И. С. Репина, 1815 г.Это один из наиболее интересных гражданских памятников вятской архитектуры начала XIX века.

Дом построен в 1815 году для купца И. С. Репина. В 1871 был куплен Я. А. Прозоровым и пожертвован городу для призрения детей бедных граждан. В 1895 город отдал здание в аренду управлению строительством железных дорог (сроком на три года).

В 1919 году здесь был открыт музей искусства и старины, позднее переименованный в художественный. В 1920 здание временно занял лазарет, но по ходатайству А. В. Луначарского в октябре того же года музей вернулся на прежнее место.

Здание построено по проекту, составленному в 1813 году исполнявшим должность губернского архитектора М. А. Анисимовым.
  Дом И. С. Репина, 1817 г. ул. Дрелевского / Ленина, 6/84
Здание построили по заказу богатого вятского купца И. С. Репина. Проект дома, вероятнее всего, был составлен губернским архитектором И. А. Андреевским. В 1840-х годах сын купца П. И. Репин устраивает здесь гостиницу. В последующем в здании постоянно находились номера и меблированные комнаты, магазины, трактиры, кондитерские.

Дом И. С. Репина, 1817 г. ул. Дрелевского / Ленина, 6/84
  Дом М. А. Рукавишникова, 1872 г. ул. Московская, 13
Дом М. А. Рукавишникова, 1872 г.  ул. Московская, 13  Трёхэтажный дом, поставленный по красной линии застройки улицы, принадлежал семье вятского мещанина М. А. Рукавишникова.
Два нижних этажа дома каменные (один из них цокольный), верхний - деревянный.
Декор фасадов прост: гладкая обшивка сруба широкой доской, горизонтальные линии тяг и карнизов, рамочные наличники окон, дополненные на верхнем этаже сандриками.
После 1911 года к дому с запада сделали дополнительный каменный пристрой.
Сегодня из-за повысившегося культурного слоя здание выглядит всего лишь двухэтажным.
  Дом Ф. М. Рязанцева, 1792 г. ул. Московская, 26
Дом Ф. М. Рязанцева, 1792 г. ул. Московская, 26К началу застройки города по «регулярному» плану древний и богатый род Рязанцевых, корни которого на Вятке можно было отыскать ещё в годы великого князя Ивана III Васильевича, владел обширным местом от Московской башни посада до древней Никитинской улицы. Его старейшина в то время Филат Рязанцев приходился прапраправнуком Фёдора Артемьевича, городового приказчика конца XVI века.
5 июля 1788 года для постройки плановых домов и флигелей Филату Рязанцеву было отведено сразу два места на южной стороне Московской улицы: первое - к западу от новой Никитинской, второе - восточнее её. Это второе место длиной 30 сажен по Московской и 39 сажен в глубину квартала через четыре года увеличили по улице на 10 сажен для постройки ещё одного флигеля «в симметрию первого». Каменный двухэтажный дом с мезонином (с южной стороны) и угловым деревянным флигелем был построен к 1792 году по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова. Начиная перестройку города по новому плану, он обратил особое внимание на Московскую улицу, соединявшую древний торг с новой торговой Хлебной площадью, где уже ставились хлебные амбары и лавки купцов Машковцевых, Колошиных, Ласкиных, Хохряковых. В 1791 году архитектор уже докладывал губернатору как складывается застройка: где прокладке улицы мешают старые дома, где сами застройщики не спешат выполнить непривычные требования о стилевом однообразии больших и малых, каменных и деревянных домов. Классицизм ещё только вступал на вятскую землю, и Московская улица оказалась его полигоном...
  Дом Ф. М. Рязанцева, 1799 г. ул. Московская, 28
Дом Ф. М. Рязанцева, 1799 г.  ул. Московская, 28В июле 1786 года на родовом участке купцов Рязанцевых отвели место для постройки деревянного дома на каменном фундаменте: по Московской улице - 27, по Никитской - 39 сажен. Состоятельный глава рода вскоре отказался от постройки деревянного дома, и в 1791 году ему был сделан повторный отвод того же участка, но уже под каменный дом на десяти саженях. Получив от Ф. М. Рослякова «план и фасад», Рязанцев тогда же начал постройку. Первое документальное свидетельство готовности дома относится к 1799 году. В двадцатых годах владельцем дома и усадьбы стал Александр Егорович Рязанцев, наследникам которого дом принадлежал до 1874 года.
С июля 1826 года в доме А. Е. Рязанцева снимал квартиру автор рукописного журнала «Хлыновский наблюдатель», переводчик и литератор Павел Лукьянович Яковлев, в течение двух лет проводивший ревизию вятской Межевой конторы. В феврале 1827 года, закончив ревизию, он выехал из Вятки. На страницах одного из номеров журнала Яковлев поместил рисунок своей комнаты - это единственное известное изображение интерьера вятского дома 20-х годов XIX века...
  Дом Н. В. Рязанцева, 1820 г. ул. Ленина, 97
Дом Н. В. Рязанцева, 1820 г. ул. Ленина, 97Застройка Вознесенской улицы во второй части города началась после того, как в 1818 году губернский архитектор обозначил вехами новые улицы. Одной из первых место под застройку против новой Хлебной площади было отведено Марфе Краевой: на 35 саженях Вознесенской улицы она хотела построить два каменных здания - дом и флигель, избрав для них «образцовые» фасады №№ 76 и 23. Проект («план и фасад») выполнил архитектор Н. А. Андреевский. Признав, видимо, фасад флигеля несообразным месту, времени и своему вкусу, он предусмотрел для него устройство центрального ризалита.

М. Краева начала застройку с флигеля, но уже в мае следующего года продала место и недостроенный флигель купцу Николаю Васильевичу Рязанцеву. Новый владелец закончил постройку в том же 1820 году. С тех пор усадьба в течение девяноста лет принадлежала семье Рязанцевых.

Построенный в духе позднего классицизма, дом сохранял свою стилевую характеристику в течение всего XIX века. В начале 1860-х годов был устроен мезонин («чердак»), завершённый классическим фронтоном, а окна получили декоративные наличники.
  Дом А. В. Рязанцева, 1836-1837 гг. ул. Свободы, 115
Дом А. В. Рязанцева, 1836-1837 гг. ул. Свободы, 115В ноябре 1824 года место Натальи Засухиной и построенные ею деревянные дом и флигель на западной стороне Царёво-Константиновской улицы по купчей перешли к купеческому брату А. В. Рязанцеву. Через десять лет он решил построить второй флигель «в симметрию первому» и при этом увеличить его длину, принятую ешё М. А. Анисимовым в проекте для Н. Засухиной, на полтора аршина, однако строительная комиссия не позволила это сделать. А. В. Рязанцев решился на перестройку всей усадьбы и обратился с прошением на составление проекта одноэтажного каменного дома на десяти саженях и двух
флигелей при нём. Постройка и отделка каменного дома при нем закончились не раньше 1836 - 1837 года.
Архитектор А. Е. Тимофеев составил план и фасад на основе «примерного» проекта № 6 из альбома 1809 года. Применение высочайше апробированных: проектов было всё ещё обязательным, но они уже не отвечали художественным вкусам общества. Фасады из альбома казались слишком строгими, сухими, и архитекторы вносили в них ряд изменений. Воспитанный на архитектурной классике А. Е. Тимофеев усилил акцент на центральной части фасада и запроектировал шестипилястровый портик, но это была уже не силовая схема классического решения, а всего лишь декорация: капители пилястр только намечены, а базы нет. Антресольному этажу (со двора) на главном фасаде соответствует широкий фриз, и архитектор обильно украшает его лепным орнаментом, отнюдь не заменяющим классические триглифы и метопы. Как будто автор находился в поисках между привычной классикой и чем-то новым, не совсем прочувствованным...
  Дом П. Ф. Савинцева, 1881 г. ул. Ленина, 105
Дом П. Ф. Савинцева, 1881 г.  ул. Ленина, 105  Один из нарядных и выразительных жилых домов конца XIX столетия в городе принадлежал М. Э. Савинцевой. Поставлен по красной линии застройки Николаевской улицы недалеко от Александро-Невского собора.
Двухэтажное на подвалах кирпичное здание, перекрытое вальмовой кровлей, имеет сложный план. Из вестибюля, расположенного на поперечной оси, широкая парадная лестница из двух параллельных маршей, сливающихся на промежуточной площадке, ведёт наверх. Просторное фойе второго этажа открыто тремя арками в северный коридор. Организация внутреннего пространства дома, сочетающая черты анфиладной и коридорной систем, сохранилась без значительных изменений до сегодняшнего дня...
  Дом Свешникова, 1-я треть XIX в. ул. Энгельса, 30
Дом Свешникова, 1-я треть XIX в.  ул. Энгельса, 30Возраст этого так свежо выглядящего особнячка весьма солиден и перевалил уже за полторы сотни лет. Построенный в начале XIX века чиновником Свешниковым в обязательном тогда классицистическом стиле как жилой, дом сменил нескольких хозяев. В 1900-х годах полукаменный дом и существовавший тогда при нём флигель (снесён) покупает адвокат Александр Александрович Прозоров, сын богатого слободского купца, либерал и завзятый театрал.
В 1903 году Прозоров по проекту архитектора Я. П. Максимовича проводит реконструкцию дома, радикально изменяя его облик: здание перепланируется, получает новый (второй) этаж и пристрой с разместившимися в нём вестибюлем, лестницей и рядом помещений, фасады и интерьеры декорируются в стиле модерн.
Рисунок деталей очень живописен и своеобразен, их раскладка уместна и оригинальна. Элегантны капители пилястр второго деревянного этажа в виде объёмного растительного орнамента и рисунок балконной решётки. Скупыми средствами достигнута яркость облика. Не последнюю роль играла и окраска дома в соответствии со стилем - тёмные детали на светлом фоне.
Перед Октябрьской революцией Прозоров продаёт здание Торговому дому Савина. В 1918 году оно национализировано. В настоящее время в доме размещается поликлиника...
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство