крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Дом связи (почтамт), 1930 г.
Киров, ул. Дрелевского /Володарского, 43/105.

Дом связи (почтамт), 1930 г. Здание расположено на перекрёстке двух улиц на участке с большим перепадом рельефа, поэтому этажность его меняется от трёх до пяти этажей. Плановое решение зигзагообразное по контуру. Материал стен - кирпич, опор и перекрытий-монолитный железобетон. В стилевом отношении здание относится к конструктивизму 1920-х годов.

Автором проекта является московский архитектор Б. А. Коршунов. Разработку чертежей и строительство производила строительная контора Вятского губсовнархоза. Руководили работами вятские инженеры М. В. Хлебников и П. Т. Погудин. Это первая крупная общественная постройка в городе Вятке после окончания гражданской войны.

Не подвергаясь за время своего существования значительным изменениям и перестройкам, здание, однако, утратило на фасадах некоторые характерные детали наружной отделки, такие как стенные часы, надписи по фризам, чугунные въездные ворота и калитки. Сильно вредит восприятию первоначально выразительного вида здания вплотную примкнувшая к нему поздняя окружающая застройка.
  Дом А. М. Смирнова, 1807г. ул. Свободы, 64а
Дом А. М. Смирнова, 1807г. ул. Свободы, 64аВ 1795 году на углу поперечной Царёво-Константиновской и диагональной Филейской улиц было отведено место в форме прямоугольного треугольника секунд-майору А. М. Смирнову для постройки двух деревянных, на каменных фундаментах флигелей - 42 сажени по одной и 65 с половиной сажен по другой улице. Строить прямоугольные дома в острых углах участка было нерационально, и начало работ откладывалось. Только на плане города, снятом губернским землемером Родионовым в 1807 году, на отведённом месте условным знаком показан построенный каменный дом.
Одноэтажный, с подвалом под частью дома и с антресолями, дом этот до сих пор сохраняет черты, присущие почерку архитектора Ф. М. Рослякова: ритмику оконных проёмов и скупость декоративных средств. Только прямоугольники ширинок, то слегка выпуклых, то западающих, разместил архитектор в два ряда на главном фасаде: один ряд под окнами, второй - над ними. Простой карниз отделяет первый этаж от антресольного полуэтажа. И только три центральных окна отмечены сандриками в виде скромных полочек, да и те по какой-то случайности или странной прихоти мастера приподняты над оконными проёмами.
В 1811 году этот небольшой одноэтажный дом был куплен у его второго владельца Масленникова для размещения гимназии. Здесь было тесно, неудобно, и уже через четыре года гимназия переместилась в старинное здание на бывшей Никитской улице. Дом перешёл к чиновнице Н. Сырневой, и в нём, сначала на правах аренды, разместилась аптека Приказа общественного призрения, находившаяся здесь до 1856 года. После земской реформы дом на Царёвской улице долгие годы принадлежал земству и использовался для самых различных нужд; в последние перед революцией годы в нём находилась ветеринарная лаборатория.
В 1918 году бывший дом Смирнова (Масленникова) вместе с другими зданиями земства (бактериологическим институтом и оспенным телятником) муниципализирован.
Он никогда не считался памятником архитектуры и истории, но, безусловно, является и тем и другим. В нём и история вятской архитектуры, и история народного образования, и история медицины.
  Дом В. А. Столбова, 1-я половина XIX в. ул. Ленина, 91
Дом В. А. Столбова, 1-я половина XIX в.  ул. Ленина, 91  Н. А. Падарин жил в двухэтажном полукаменном доме наследников купца В. А. Столбова, построенном в первой половине XIX века.
Падарин Николай Андреевич (1854-около 1926) - педагог, литератор, журналист, общественный деятель, уроженец города Вятки.
После окончания Вятской губернской гимназии учился в Петербургском университете и окончил курс кандидатом естественных и филологических наук. Преподавал в Харьковских женских гимназиях и реальном училище, где был организатором и руководителем союза учащихся средних школ на началах социал-демократической программы. За политическую неблагонадёжность выслан в один из отдалённых уездов Архангельской губернии, откуда его по личному ходатайству перевели в Вятку, учредив за ним гласный полицейский надзор. Через полгода вятский губернатор перевёл Падарина в Глазовский уезд «ввиду крайне вредного влияния на учащуюся молодёжь».
Узнав о предстоящей высылке, Падарин обратился к губернатору с прошением о выезде за границу по состоянию здоровья. Просьба его была удовлетворена. Только через 2 года он получил возможность вернуться в Вятку, где с головой окунулся в общественную и литературную работу: стал сотрудничать в газете «Вятская речь» (1908- 1917), возглавив в 1910-1911 годах редакцию этой газеты.
В 1910 году принял активное участие в организации общества вспомоществования учащихся в высших учебных заведениях, являясь его бессменным секретарём в течение шести лет. В этом же году Падарин участвовал в работе общества взаимного вспоможения лиц частного служебного труда. В 1913 году его избрали членом ревизионной комиссии комитета бывших учеников Вятской мужской гимназии, учредившего стипендию гимназии имени её бывших учеников для нуждающихся. А в 1917 году Н. А. Падарина избрали кандидатом в правление общества «Просвещение».

  Дом С. Сунцова, 1843 г. ул. Дрелевского / Свободы, 14/73
Дом С. Сунцова, 1843 г. ул. Дрелевского / Свободы, 14/73Дом построен в 1843 году по проекту помощника губернского архитекторам. Т. Соловкина для купца С. Сунцова.
В 1848 году сюда переехала публичная библиотека и разместилась на втором этаже. Тут же была и квартира библиотекаря. Работала библиотека в среду, пятницу и воскресенье с 15 до 20 часов.
Библиотека была главным очагом культуры в Вятке. За год её посещало примерно 350 канцеляристов и чиновников, около 400 мещан и купцов, 300 учащихся и прочих читателей, в том числе до 30 женщин. Если учесть степень грамотности населения и число жителей города, то надо признать, что тогда популярность библиотеки была весьма значительной. Она получала 17 названий журналов и газет, имела ряд очень ценных изданий справочного характера. Об этом писал М. Е. Салтыков (будущий Н. Щедрин) в отчёте за 1849 год.
В этом же доме жил известный вятский деятель, писатель, издатель, председатель губернской земской управы Авксентий Петрович Батуев (1863 - 1896). Выходец из малмыжской купеческой семьи Вятской губернии, А. П. Батуев закончил в Казани гимназию, затем юридический факультет Казанского университета. Вернувшись в 1896 году в город Малмыж в звании кандидата на должность присяжного поверенного, он несколько лет посвятил бесплатной адвокатской практике по крестьянским тяжбам...
  Дом И. И. Татаурова, 1795 г. ул. Дрелевского /Ленина, 8/77
Дом И. И. Татаурова, 1795 г.  ул. Дрелевского /Ленина, 8/77Первоначально здания из кирпича сооружались, как правило, на углах кварталов, закрепляя тем самым новую градостроительную планировку. Одно из таких зданий сохранилось на юго-западном углу перекрёстка улиц Ленина и Дрелевского. Место под застройку было приобретено священником Татауровым в 1789 году, а через шесть лет по проекту губернского архитектора Ф. М. Рослякова здесь был построен этот скромный двухэтажный дом.
Спустя несколько лет дом приобрело мещанское общество. В разное время в нём помещались ремесленная управа, бесплатная лечебница для бедных, трактиры, мастерские, магазины.
В 1889- 1890 годах здание было приспособлено под гостиницу. По проекту городского архитектора Ф. Т. Куранова производилась частичная перестройка, в результате которой оно несколько увеличилось по высоте и получило новый, довольно аляповатого вида карниз, совершенно не согласованный по форме со строгими классицистическими фасадами старинного особняка.
  Дом И.Г. Толмачёва, начало XVIII в. (утрачен)
Дом И.Г. Толмачёва, начало XVIII в. (утрачен)После застройки Хлебной площади амбарами и лавками по плану 1784 года на углу с Владимирской улицей оказался двухэтажный каменный дом старого строения, стоявший раньше у бывшей Московской дороги, начинающейся от Московской же башни посадского вала. Принадлежал он купцу и заводчику Ивану Григорьевичу Толмачёву. Люди называли его «старыми палатами Толмачёва». Палаты были высокими, хотя имели только один жилой этаж: на нижнем этаже за двойными железными дверьми в помещении без окон хозяин хранил свои припасы. Построен дом так, как строили избы из трёх клетей: холодная клеть - сени - тёплая изба. В северо-западной части дома были кухня и кладовая, в юго-восточной - две чистые комнаты. Пол в обоих этажах каменный. Окна (второго этажа) расставлены, на первый взгляд, без всякого порядка. Так получалось раньше, когда расположение окон определяла только внутренняя планировка помещений и желание хозяина-заказчика, а строителя ничуть не заботило впечатление, какое дом производил на прохожего: ещё не наступило то время, когда на фасаде появился ритмический ряд оконных проёмов. Окна скрыты в глубоких нишах, над которыми нависали трёхступенчатые арки-сандрики. Стены нижнего этажа сложены из большемерного кирпича; толщина их неоправданно велика и не диктуется ни необходимой прочностью, ни сохранением тепла.
  Дом И. В. Трапицына.
Дом И. В. Трапицына.В середине XVII века почти в самом центре хлыновского посада Спенцынскую улицу и Вознесенский переулок соединяла короткая и изломанная дорожка, не определившая еще своего окончательного положения, по сторонам которой слева и справа стояли редкие дома. Позже, когда на ее южной стороне появилась деревянная Воскресенская церковь, дорожка превратилась в переулок, который хлыновцы называли Трапицыным по имени поселившегося здесь еще в давние времена многочисленного семейства. В роду Трапицыных были ремесленники и купцы, земские старосты и архиерейские служители, заводчики и протоиереи, площадные подьячие и государственные чиновники, в большинстве любители книги и ревнители православия. Один из них еще в 1689 году построил чугуно-плавильный и железоделательный завод на берегу речки Чудовой, притоке Вятки. Наибольший след в истории Вятской земли и ее «стольного града» оставил Иван Васильевич Трапицын. Подьячий канцелярских сборов, он в возрасте 39 лет становится крупным государственным чиновником — комиссаром берг-коллегии медных заводов обширного приуральского края. В 1730 году на речке Таишевке, у деревни Кукмор он ставит собственный медеплавильный завод. Владеет несколькими мельницами и винокурнями, на которых работают 56 «срочных» работников. Принимает участие в постройке и обустройстве каменного здания Воскресенского собора в Хлынове. Покупает соседнее дворовое место и передает его собору. Расширяет за счет скупки участков свое родовое место до 6500 квадратных метров и один из первых в городе строит каменный дом, в большом зале которого после 1815 года любители сцены ставят и смотрят первые спектакли.

Дом И. В. Трапицына с каменными одноэтажными службами показан на плане 1759 года в шести саженях от стены Воскресенского собора — такой была ширина Морозовской улицы, вобравшей в себя древний Трапицын переулок. Сохранилось подробное описание дома и снятые с натуры план усадьбы, планы этажей и чертеж фасада, выполненные Ф. М. Росляковым. Каменные постройки не сохранились — были разобраны в начале 1820-х годов. Тем ценнее для нас материалы Рослякова, подробнейшим образом рассказывающие о том, как обустраивали каменные жилые дома состоятельные горожане Вятской провинции первой половины восемнадцатого века.
  Дом И. Я. Ухова, 1813 г. ул. Герцена, 3
Дом И. Я. Ухова, 1813 г. ул. Герцена, 3Здание построено в 1813 году по заказу вятского купца И. Я. Ухова. Проект дома составил временно исполнявший обязанности губернского архитектора землемер М. А. Анисимов на основе «образцового» фасада № 86 из альбома проектов, разработанного петербургским архитектором В. П. Стасовым. Главный фасад здания практически полностью соответствует «образцовому» фасаду, отличие заключается в более высоком первом этаже и иных по форме и размерам оконных проёмах.

Памятник представляет собой двухэтажный, квадратный в плане жилой дом типа особняка. Планировка этажей в результате неоднократных перестроек совершенно утратила свой первоначальный характер. Декоративное оформление здания до предела лаконично. Центральная часть уличного фасада выделена на втором этаже неглубокими арочными нишами, в которых размещены оконные проёмы. Такие же неглубокие ниши, но прямоугольные по форме, расположены над остальными окнами этого этажа. Довершают декорировку два простейших по своим профилям карниза - промежуточный и венчающий.

Скромный, но привлекательный, благодаря чистоте своего решения, особняк Ухова можно отнести к лучшим образцам рядовой городской застройки начала XIX века.
  Дом Н. Н. Ухова, 1856 г. ул. Энгельса, 15
Дом Н. Н. Ухова, 1856 г.  ул. Энгельса, 15В 1852 году помощником губернского архитектора Э. В. Гарманом по заказу Н. Н. Ухова был выполнен проект деревянного дома на жилом каменном этаже. Однако, этот проект остался неосуществлённым, поскольку в следующем году для Н. Н. Ухова была выполнена документация на строительство каменного двухэтажного дома архитектором Ф. К. Яголковским. Архивные документы 1860-х годов указывают, что «внизу в первом этаже от ворот» уже тогда была лавка. В начале XX века в первоначально нежилом подвальном этаже были оборудованы жилые комнаты. С 1910 года владельцем дома числится сын купца штабс-капитан С. Н. Ухов.
Двухэтажное кирпичное здание с подвальным этажом и чердаком, поставленное по красной линии улицы, имеет прямоугольный чуть вытянутый объём с лёгкими выступами-ризалитами по бокам. Фасады оштукатурены. Крыша двускатная. Архитектурные формы постройки характерны для перехода от классицизма к эклектике. Симметричная композиция фасадов строга и лаконична. Их протяжённость подчёркивает лента цоколя, горизонтальная рустовка первого этажа, междуэтажная тяга и выступающий карниз. Высокие арочные окна верхнего этажа и прямоугольные проёмы нижнего оформлены рамочными наличниками. Трёхчастное чердачное окно вписано во фронтон, образуемый, скатами крыши.
В 1905 году в доме Ухова была конспиративная квартира РСДРП, о чём говорит укрепленная на фасадной стене мемориальная доска.
В истории города дом известен также и тем, что с 1861 по 1869 годы в нём размещалось фотоателье Е. И. Лихова, как утверждает «Столетие Вятской губернии» - первая фотография в Вятке.


  Дом К. Фирстова, 1818 г. ул. Большевиков, 72
Дом К. Фирстова, 1818 г. ул. Большевиков, 72Место под усадьбу и постройку на ней двухэтажного каменного дома было отведено купцу Кириллу Фирстову в 1817 году. Сразу начавшееся строительство дома по «примерному фасаду № 86» в 1818 году было уже закончено.
Планировка здания унаследовала архаичный тип крестьянской избы-крестовика: две внутренних капитальных взаимно-перпендикулярных стены делят внутренний объём каждого этажа на четыре крупных помещения. Сени и междуэтажная лестница первоначально размещались в деревянном пристрое.
Фасады здания несколько отличаются от принятого образца. Например, первый этаж имеет полную высоту, тогда как в образцовом варианте он представлен как цокольный. Кроме того, в местной интерпретации «примерного фасада» появились дополнительные декоративные элементы: окна первого этажа получили по массивному замковому камню, окна второго этажа сверху и снизу по ширине проёма оформлены узкими прямоугольными нишами. Из семи окон уличного фасада три центральных декорированы иначе - они заключены в неглубокие арочные ниши, а подоконные полосы филёнок выступают из плоскости ниш.
В период 1835-1838 годов имение Фирстова от его наследников переходит во владение купцов Рязанцевых, а в 1877 году - крестьянину Семёну Яковлевичу Вшивцеву.
В 1901 году сын Вшивцева крестьянин Алексей Семёнов Вшивцев получает в городской думе разрешение на открытие в доме отца постоялого двора.
В 1914 году дом объединяется с расположенным по соседству с ним двухэтажным каменным флигелем путём устройства вставки между зданиями (архитектор И. В. Колачкевич). Вставка включила в себя сени с лестницею и арочный проезд с улицы во двор.
В 1918 году имение муниципализируется. В доме разместились коммунальные квартиры. Позднее здание перешло в ведение «Дома крестьянина», постепенно реформировавшегося в современную гостиницу. Сегодня здесь расположены номера для приезжающих в город гостей и служебные помещения мотеля «Колос».
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство