крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Дом Кроткова, 1-я треть XIX в. ул. Орловская / Большевиков, 15/76
Дом Кроткова, 1-я треть XIX в. ул. Орловская / Большевиков, 15/76Сегодня в истории дома известны три основные даты: 1816 год - отвод места по Казанской улице А. В. Соколову для строительства одноэтажного каменного дома; 1835 -по описи городского имущества здание упоминается как двухэтажный каменный дом поручика Кроткова; 1859 - год приобретения дома купцом второй гильдии Афанасием Важениным.
На основании визуального обследования можно отнести постройку здания на период с 1816 по 1820-е годы. Строительство осуществлялось по одному из образцовых проектов. Обработка фасадов довольно однообразна: профилированный карниз и междуэтажная тяга, крупные замковые камни окон первого этажа (сохранились только по дворовому фасаду), прямоугольные ниши над проёмами второго этажа. Некоторую респектабельность дому придаёт выполненный в нишах лепной рисунок.
Здание располагалось в весьма престижном месте - на углу Орловской и Казанской улиц по границе торговой площади. В 1860-х годах Важенин расширяет границы усадьбы (до половины квартала вдоль Орловской улицы) и пристраивает к дому каменные лавки. В этот период на усадьбе существовал ещё и полукаменный флигель. Впоследствии, в связи с банкротством Важенина, здание сдаётся под трактир, а в 1892 году продаётся с торгов за долги Я. Г. Бровцыну, от которого переходит в собственность крестьянина П. М. Косолапова. При Косолапове на усадьбе в 1909 - 1911 годах (по Орловской улице) строятся каменная лавка и полукаменный дом (проект Э. Нюквиста) с тремя лавками в первом этаже, существующий и ныне под № 11.
В 1918 году двухэтажный каменный дом Косолапова был муниципализирован и передан библиотеке.
В настоящее время скромный особнячок являет собой образец исторической застройки нашего города. Расположенный среди своих собратьев - купеческих домов XIX века, он индивидуален и типичен одновременно.
  Дом и флигель усадьбы А. И. Лаптевой, начало 1900-х гг.
Дом полукаменный в два этажа и флигель с деревянной пристройкой в один этаж на углу улиц Владимирской и Кукарской принадлежали жене мещанина А. И. Лаптевой. Дошедшую до нас отделку - профилированную обшивку, резьбу по дереву, чугунные ступени крыльца оба здания получают одновременно, уже после 1911 года и после надстройки второго этажа над флигелем.
В 1918 году строения муниципализированы и отданы жильцам - рабочим Пермской железной дороги.
Здания дают представление о застройке дореволюционной Вятки во второй её части - строения были преимущественно деревянными, некоторые помещались на каменный цокольный этаж.
Тип устроенных на доме и флигеле резных наличников необарочной формы встречался в Вятке и на других зданиях, но снос деревянной застройки города делает их сегодня практически уникальными.
  Дом Г. В. Лаженицына, около 1910 г. ул. Ленина /Розы Люксембург, 36а/15
Дом Г. В. Лаженицына, около 1910 г.  ул. Ленина /Розы Люксембург, 36а/15Место на углу Николаевской и Морозовской улиц с 1903 года стало принадлежать Г. В. Лаженицыну, который и построил на перекрёстке деревянный дом на каменном цокольном этаже.
Здание имело парадный вход со скошенного угла, обращенного на пересечение улиц. Над входом возвышалась декоративная башенка, завершённая восьмигранным шатром и украшенная оригинальным резным декором. Шатёр башни покрывала металлическая черепица.
Сегодня от декоративного убранства дома сохранились только карниз с резными кронштейнами по периметру крыши и остатки балкона мезонина, выходящего во двор дома. Башенка, ажурный кованый зонтик парадного входа, фигурные водосточные трубы исчезли в 1960-е годы. Сруб получил современную обшивку. В настоящее время здание нуждается в грамотной и бережной реконструкции.
  Дома усадьбы И. И. Лебедева, конец XIX - начало XX вв. ул. Дерендяева, 61, 61а
Дома усадьбы И. И. Лебедева, конец XIX - начало XX вв.  ул. Дерендяева, 61, 61аВ 1895 году часть имущества статского советника Поликарпа Поликарповича Ложкина, имеющего по улице Всехсвятской «...дом и два деревянных флигеля в один этаж», переходит к мещанину И. И. Лебедеву и известному купцу С. О. Якубовскому.

В начале XX века свои одноэтажный дом и флигель Лебедев начинает активно перестраивать. Уже в 1902 году он последовательно получает два проекта: первый - на устройство мезонина над флигелем, второй - на устройство вместо мезонина полного этажа, но проект пока оставался неосуществлённым. В 1904 надстраивают второй этаж у дома, а к 1909 году у Лебедева на участке уже два деревянных двухэтажных дома и четыре одноэтажных деревянных флигеля. В 1910 году составляется проект на пристройку крыльца к одному из домов. На чертеже схематично показаны существовавшие на доме наличники окон с резьбой. Такой тип наличников, выполненных в технике сложной объёмной резьбы, часто применявшейся для украшения иконостасов церквей, большая редкость в современном городе.
  Дом А. Ю. Левитского, 1910 г.
Киров, ул. Карла Маркса, 79.

Дом А. Ю. Левитского, 1910 г. Стройный и довольно необычный дом-коттедж губернского врача Левитского является ещё одним представителем модерна.

Здание построено по проекту Э. К. Нюквиста и по своим формам напоминает жилые дома Англии, Голландии, прибалтийских стран.

Несколько усложнена здесь объёмная композиция. Но вместе с тем объёмная пластика достаточно удачно связана с функциональной планировочной схемой дома. Здание двухэтажное, с цокольным этажом и мансардой, завершается высокой, с переломами кровлей.

Далеко выдвинутые вперёд деревянные карнизы покоятся на мощных подкосах из брусьев. На такие же подкосы опираются балконы мансарды на южном фасаде и гостиной - на восточном. Центральная часть восточного фасада вынесена вперёд и завершается высоким ступенчатым аттиком. Юго-восточный угол оформлен квадратным в плане двухэтажным эркером, а на месте северо-восточного находится большой двухэтажный балкон-веранда. Строгий немногословный декор, ограничивающийся рустовкой углов и рамочными наличниками окон, как нельзя более соответствует общему архитектурному решению.
  Дом Липхарт, 1849 - 1850 гг. ул. Большевиков, 63
Дом Липхарт, 1849 - 1850 гг.  ул. Большевиков, 63Полукаменный, двухэтажный дом с мезонином, прямоугольный в плане, с пристроями с севера (тамбур) и со двора (у юго-западного угла). Низ оштукатурен, верх обшит тёсом. Построен в 1849 - 1850 годах родителями Евгении Харитоновны Липхарт. к которой перешёл в 1855 году. В дальнейшем домом владели Никольский купец Двиняни-нов (1877), чиновник Домелунксен, торговец Торочков. В 1918 году здание муниципализировано.
В разное время в доме жили: Андрей Николаевич Липхарт (примерно 1845 - до 1887) - чиновник, будучи студентом, был причастен к казанскому заговору; Александр Кондратьевич Халютин (примерно 1827 - 1872) -преподаватель русского языка в Вятской мужскою гимназии (с 1857); Александр Антипьевич Пьянков (1831 - 1906) - чиновник, тесть историка и археолога А. А. Спицына; Фёдор Николаевич Домелунксен (1827 - 1895) - вятский вице-губернатор (1873-1879), устроил при доме образцовый сад-парк в английском стиле.
  Дом Д. Матанцева, 1-я треть XIX в. ул. Ленина / Труда, 41/19
Дом Д. Матанцева, 1-я треть XIX в. ул. Ленина / Труда, 41/19Каменный, трёхэтажный («двухэтажный с подвалом») дом на углу бывших Вознесенской (Николаевской), Раздерихинской улиц с двумя пристроями с севера (каменным и полукаменным).
Собственно дом (угловая часть) - типичный пример вятского классицизма, особняка, возведённого по «образцовому» фасаду № 86 из альбома 1809-1812 годов. Угловое расположение предопределило одинаковость решения уличных фасадов с акцентом на окнах верхнего этажа. Три центральных окна размещены в неглубоких арочных нишах, внутри которых ещё одни полукруглые ниши. Над крайними окнами прямоугольные ширинки. Окна второго этажа первоначально были в профилированных рамочных наличниках (одно окно с таким декором сохранилось на дворовом фасаде).
В каменном пристрое устроена лестница, здесь вход с улицы - под двухскатным навесом на ажурных консолях. Старый лестничный марш на верхний этаж сохранил остатки железной решётки ограждения.
Третья часть здания построена после 1910 года на месте полукаменного флигеля (проект пристроя утверждён городской управой ещё в 1902 году) и по замыслу должна была повторить старый угловой дом. В действительности же пристрой возведён в эклектичном стиле того времени (не исключено, что просто соединили с домом планировавшийся к сносу флигель). Пристрой этот декорирован ширинками (квадратными - между окнами и прямоугольными - под окнами), сандриками-«скобами» - над окнами, прерывистым поребриком - под промежуточным карнизом (нижний этаж), и резьбяным подзором (верх). Завершается брандмауэром...
  Дом П. П. Москвитинова, 1816 - 1817 гг. ул. Герцена / Большевиков, 1/79
Дом П. П. Москвитинова, 1816 - 1817 гг. ул. Герцена / Большевиков, 1/79В 1811 году жена мещанина Москвитинова Наталья Алексеевна вознамерилась построить деревянный дом на своем старом месте близ земляного моста. Пока шли дискуссии (не будет ли постройка дома здесь нарушением регулярного плана?), место это на публичном торге купил у вдовы Пётр Петрович Москвитинов. В 1814 году он обратился за разрешением построить здесь каменный дом. Архитектор Н.А.Андреевский на основе «примерного» фасада № 3 из альбома В. Стасова сделал проект для Москвитинова; 5 июня 1815 года проект утверждён, а в 1816 году дом вчерне построен. Высокий цокольный этаж, перекрытый пологими сводами, впоследствии превращен в жилой. Архитектор убрал боковые ризалиты «примерного» проекта, распространил рустовку кладки на весь первый этаж, а на тупом углу здания поместил два балкона, отметившие как будто ещё одну ось симметрии дома. Полностью исчезли элементы вертикального членения фасада, так характерные для классицизма начала XIX века; горизонтальный междуэтажный поясок и длинный ритмический ряд оконных проёмов подчеркнули протяжённость дома, предваряя те времена, когда длину здания можно будет увеличивать сколько угодно.
17 февраля 1834 года дом П. П. Москвитинова купил Михаил Иванович Рязанцев, купец первой гильдии и городской голова. Отъезжая на жительство в Петербург, он оставил его сыну Илье Михайловичу, семье которого дом принадлежал до 1880 года (сначала его жене Татьяне Ивановне, по второму мужу Петровой, потом дочери Елизавете Ильиничне Бурской). 5 июля 1880 года место с домом и другими строениями купила Аполлинария Андреевна Кардакова, купчиха первой гильдии - жена почётного гражданина города Вятки. Вскоре Кардакова закладывает дом.
В 1895 году он принадлежит её наследникам, а от них переходит к торговой фирме Клобуковых - Николаю, Василию и Сергею Александровичам - последним частным владельцам дома. В 1918 году бывший дом Москвитинова муниципализирован и как коммунальное владение передан жильцам губсоюза сельскохозяйственной кооперации.
Частая смена владельцев (после 1800 года) привела к искажению первоначального вида усадьбы и самого дома. При одном из них (Клобукове) был перестроен интерьер, затем исчезли каменная ограда и ворота, жилой флигель и хозяйственные постройки. Однако главное здание всё ещё достойно представляет архитектуру последнего периода классицизма и творчество неординарного архитектора Н. А. Андреевского.
  Дом А. Г. Морозова, 1905 г. (музей А. С. Грина) ул. Володарского, 44
Дом А. Г. Морозова, 1905 г. (музей А. С. Грина)  ул. Володарского, 44  Грин (Гриневский) Александр Степанович (1880 - 1932) - известный русский писатель, родился в городе Слободском Вятской губернии в семье ссыльного польского дворянина. Затем Гриневские переехали в Вятку и поселились вначале в доме губернской земской управы, а через несколько лет - в доме солдатки А. В. Ивановой на улице Никитской, где прожили около шести лет, до 1894 года.
В 1902 году деревянное ветхое здание на Никитской, где жили Гриневские, было снесено новым хозяином - подрядчиком А. Г. Морозовым, а на месте этого дома построен новый каменный, в котором в 1980 году открыт музей А. С. Грина.
Экспозиция музея отражает жизнь и творчество нашего замечательного земляка. Особое место отведено вятскому периоду жизни Грина, когда происходило формирование и становление личности будущего писателя. На берегах Вятки прошли девятнадцать «романтических лет» А. С. Грина. Но здесь он получил и первые удары за «сочинительство».
Музей знакомит с жизнью семьи земского служащего конца XIX века, её бытом, занятиями родителей и детей. Через вещи, книги, фотографии раскрывается духовный мир подростка Александра Гриневского.
Начав свой литературный путь в 1906 году, А. С. Грин создал за последующие двадцать пять лет работы свыше пятисот произведений. Наиболее известны среди них - повесть «Алые паруса», романы «Бегущая по волнам», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Дорога никуда», «Джесси и Моргиана». Имя Грина получило международную известность, его книги переведены на многие языки народов мира.
Именем писателя в городе Кирове названы набережная и областная детская библиотека.

  Дом П. П. Москвитинова, 1820-е гг. ул. Дрелевского, 37
Дом П. П. Москвитинова, 1820-е гг. ул. Дрелевского, 37Построенный в начале 1820-х годов по «примерному» проекту 1809-1812 годов особняк представлял собой широко распространившийся в первой половине XIX века вариант жилого дома с мезонином. В 1833 году он был куплен золотых дел мастером Д. И. Агафоновым и в течение более чем сорока лет принадлежал его семье, а после 1877 года - С. А. Арбузову, нотариусу Свенторжецкому и другим владельцам. С течением времени дом неоднократно переделывался, меняя свой архитектурный облик.
Значительное изменение архитектура здания претерпела уже после отмены «примерных» проектов в процессе перестройки в 1879 году. Переоштукатуривание фасадов превратило особняк из классицистического в необарочный с оригинальными элементами декора. Особенно необычный вид имеют композитные капители, преобразившиеся здесь в своеобразные вазы, как бы установленные на мощные пилястры-лопатки. Сами же пилястры напоминают скорее узкие вертикальные филёнки, включающие полуколонны с глубокими штукатурными каннелюрами. Довершают убранство главного фасада аттики, относительно скромные карнизы и рамочные наличники окон.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство