крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Информационные источники.
1.Вятка. Памятники и памятные места. ISBN 5-85271-086-5

Предлагаемая вниманию читателей книга написана группой авторов, на протяжении ряда лет занимающихся изучением истории культуры города Кирова. В ней - результаты архивных изысканий и натурных обследований памятников. Многие сведения о памятниках сообщаются впервые. Книга иллюстрирована не только современными фотографиям, но и другими, ранее не публиковавшимися или вовсе неизвестными графическими материалами. Она будет интереск самому широкому кругу читателей - школьникам, краеведам, проектировщикам, любителям старины, патриотам исторического российского города.

2. Энциклопедия Земли Вятской. Том 5. Архитектура. ISBN 5-86645-012-7

Координационный совет:
А. М. Михеев, В. А. Никонов, В. А. Ситников, Н. Г. Протопопов, В. В. Втюрин, А. А. Горевский, Н. В. Поляков, Ф. И. Юшин.

Редакционная комиссия:
В. А. Ситников ( председатель), Н. И. Перминова ( заместитель), О. М. Любовиков, А. В. Рева, В. А. Бердинских, А. Г. Тинский, С. П. Кокурина, В. А. Поздеев, Г. Г. Киселева, В. К. Семибратов, А. П. Соловьев, В.Ф. Понамарев.
  Исторические панорамы города
Исторические панорамы города

Панорама города из-за реки. Фото С. А. Лобовикова, 1900 - 1905 гг., из фондов Кировского художественного музея.
На горизонте: слева — Александро-Невский собор, справа - пожарная каланча, Стефановская церковь.
На среднем плане справа - Успенский Трифонов монастырь (слева направо): Трёхсвятительская церковь, Благовещенская церковь,
Успенский собор, Никольская надвратная церковь, башни монастырской ограды; фрагмент Засорного оврага...
  Хронология вятских губернских архитекторов с 1780 по 1917 год.
17 сентября 1780 г. Утверждение штата Вятского наместничества и должности губернского архитектора.

1782 г. АНАНЬИН ЯКОВ АНАНЬЕВИЧ, нижегородской губернский архитектор (по совместительству).

7 апреля 1786 г — 11 марта 1806 г. РОСЛЯКОВ ФИЛИМОН МЕРКУРЬЕВИЧ, архитектор. Определен на должность 16 декабря 1785 г.

11 марта 1806 г. — 29 августа 1806 г. РОДИОНОВ ЕВСТАФИЙ ИВАНОВИЧ, губернский землемер (исполнял должность).
  Хроника событий. XIV — XVI вв.
1374 — закладывается первый на Вятке русский город — поставленные вплотную друг к другу, задними стенами ко рву и крутостям берега, однокамерные рубленые жилища первых поселенцев.

Около 1455 — на высоком берегу р. Вятки воздвигнут кремль с земляным валом, рвом, деревянными стенами с башнями, названный Хлыновом. При воеводе Г. А. Козловском 17 сентября 1663 г, началась коренная перестройка оборонительных сооружений. Вокруг посада был вырыт ров и насыпан высокий земляной вал, на котором выстроена деревянная стена с башнями и проездными воротами. Перестройка укреплений кремля, постройка второго пояса обороны по границам нового посада — создание двухвалыюй системы обороны Хлынова продолжалось до 1692 г.возникло с. Глазово (ныне г. Глазов).
  Хроника событий. XVII вв.
1610 — в Слободском Богоявленском мужском монастыре заложена проездная крепостная деревянная башня с надвратной часовней, посвященной покровителю русского воинства Михаилу Архангелу. Предание связывает строительство с именем Трифона Вятского. Освящена часовня в 1614 г. После реставрации в феврале 1973 г. Михайло-Архангельская башня-часовня была представлена на выставке «Русская деревянная декоративная пластика от древнейших времен до наших дней» в Париже. Это самое раннее деревянное крепостное сооружение, сохранившееся в России.
  Хроника событий. XVIII вв.
1702 — хлыновские мастера принимают участие в строительстве Ново-Двинской крепости.

Начало XVIII в. — в Хлынове построен каменный питейный дом (известный под ошибочным названием «Приказная изба»). Один из ранних сохранившихся памятников гражданской архитектуры представляет собой небольшое одноэтажное здание на высоком подклете. Все помещения перекрыты лотковыми сводами. В 1973—1975 гг. проведена реставрация памятника по проекту архитекторов Б. В. Гнедовского и Л.Д.Липкиной (г. Москва). В здании открыт музей «Вятские народные художественные промыслы».
  Хроника событий. XIX вв.
1806 — в г. Воткинске Вятской губернии выстроен одноэтажный деревянный дом с садом и надворными постройками для горного начальника Камско-Воткинского железоделательного завода. Авторы проекта — архитекторы Н. А. Андреевский и В. П. Петенкин. После реставрации здания в 1968—1970 гг. здесь открыт Дом-музей П. И. Чайковского.

1807 — на Ижевском оружейном заводе Вятской губернии начал работать архитектор С. Е. Дудин, автор генерального плана и строитель г. Ижевска;
  Хроника событий. XX вв.
1901 — по проекту И. А. Чарушина построено одно из первых зданий в стиле чистого модерна — здание спирто-очистительного склада в г. Вятке (ныне завод «Красный инструментальщик»).

1903 — 31 августа в г. Вятке открыт католический храм во имя Александра III. Построен на собственные средства поляков католиков, наблюдение за производственными работами вел И. А. Чарушин. Закрыт Александровский костел в 1933 г. В 1991 г. начались работы по реставрации храма, в 1993 г. здесь создан Органный зал.
  Однокамерные жилые постройки первых насельников нового Города.
Однокамерные жилые постройки первых насельников нового Города. Далеко-далеко, за непроходимыми лесами и болотами бежала полноводная Вятка. Больше шести веков прошло с той поры, когда первые новгородцы высадились и построили город на ее берегах. Каким он был, этот далекий от нас город? Живых свидетелей тому нет. Давно исчезли с лица земли и постройки тех лет: дерево не может служить так долго. О том первом городе до наших дней сохранилось только несколько написанных гусиным пером строк «Повести о стране Вятской».

«Во много бо лета во граде Хлынове, где ныне кремль-город, построены жития жителей тех: кругом города храмины, друг подле друга в близости, задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены, понеже то место окружено от северной страны ископанным рвом, а от западу и полудни преглубоким рвом, а с востоку от реки Вятки высокая гора».

Это сообщение — «храмины друг подле друга в близости, задними стенами ко рву ставлены вместо городовой стены» — все историки приняли на веру, а Н.А. Спасский подкрепил его ссылкой на недавно еще сохранявшийся среди марийцев обычай распланировки своих селений: «ставили свои избы задними стенами ко рву или к реке вблизи друг к другу так, чтобы двор у всего селения был общий». Подобная планировка была обычной для славянских укрепленных поселений лесной зоны. Археологические исследования их, интенсивно проводившиеся на протяжении текущего века, показали, что уже в XII—XIII веках повсеместно получили распространение срубные жилища, встроенные в земляные оборонительные валы. Предназначались они поначалу только для жилья гарнизона и потому были до предела просты: каждое жилище состояло из одной жилой камеры-клети.
  Жилище и усадьба горожан XVII-XVII веков.
Жилище и усадьба горожан XVII-XVII веков. Если оборонительные сооружения Хлынова XVII века и принадлежащие казне здания сохранившиеся документы описывают, по крайней мере, словесно — подробнейшим образом, то жилища и надворные постройки рядового обывателя в государственных документах отражения не находили, и только какая-нибудь дарственная или купчая крепость, случайно попавшаяся на глаза исследователю, может кое-что ему рассказать. В этих условиях изображение города на иконе «Трифон Вятский перед Богоматерью», написанной в последнем десятилетии семнадцатого века, приобретает особую ценность. Кроме хлыновского кремля на иконе изображен и Успенский монастырь, а за его оградой — две слободки, Большая и Малая Кикиморские. Рассматривая их, будем иметь ввиду, что иконопись всегда носила символический характер, отображая не столько подробности, детали, индивидуальные признаки рельефа или конкретного здания, сколько его обобщенный образ, характер в виде своеобразного фигурного знака, иероглифа, символа. Современники иконописцев и иллюстраторы старинных книг хорошо понимали их условный графический язык и не нуждались в пояснениях. Символы были понятны, потому что отражали самое существенное. Архитектура народного жилища cовершенствовалась веками, для каждого поколения изменяясь почти незаметно, и устойчиво сохраняла отобранные временем улучшения. Потому на иконе конца семнадцатого века можно увидеть, каким было жилище в шестнадцатом и каким станет в веке восемнадцатом.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство