крышка колонки
 
  группа ВКонтакте   твиттер   домашняя страница   обратная связь  
 
 
architecture design building
 
 
 
vzglyad
in-focus
in-focus
may-be
афиша
kirov_news
kirov_news
seporator
Исторические личности
Памятники архитектуры Кирова
Статьи об архитектуре Кирова
Афанасьево
Белая Холуница
Богородское
Кирс
Котельнич
Луза
Малмыж
Нолинск
Орлов
Подосиновец
Санчурск
Слободской
Советск
Суна
Уржум
Яранск
история
строить
архитектура
архкод
Сергей Котов
Линия-стиль
дизайн
Design-do
Modern Home
Астанков
Астанков
Мира
Пятый угол
строительство
Арсо
KCCK
OKC OCM
экспертиза
КЭСО
образование
ВГГУ
МГЭИ
РУИ
spacer
spacer
новости
 
  Деревня Балячки
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Вначале на месте деревни существовал заимок, который назывался Болячкинское. Потом по мере сселения сюда семей из различных мест образовалась деревня с немалым населением. Болячки располагались на границе Дворищенской и Сунской волостей в восьми километрах от села Ошеть.

В 1885 году в Болячках насчитывался 21 двор и проживало 127 человек, имелось 404 десятины земли (по 19 десятин на хозяйство). Жители -держали на своих подворьях 24 лошади, 27 коров, безлошадной была всего одна семья. Нищенством занимались 11 человек из четырёх хозяйств, 11 человек владели грамотой, в пяти домах деревни было 11 книг. Славилась деревня портными, которые в основном уходили на заработки в Глазов (16 человек из 11 семей). Болячки известны тем, что здесь находился монастырь на берегу речки - напротив деревни, в лесу на поляне. Бывшая жительница деревни, которой исполнилось уже 90 лет, Анна Лаврентьевна Болячкина, живущая нынче в посёлке Суна, вспоминает: «Жили мы в Болячках. Тятя мой был попечителем Сунской церкви, деревня наша относилась к Сунскому приходу. Каждое воскресенье всей семьёй ходили в церковь, и в самих Болячках был монастырь деревянный, рубленый. Служили в нем молодые пареньки. У монахов были свои маленькие избы в лесу. А кое-кто из приходящих сюда жили в палатках и шалашах. Лет шесть мне было, когда развалили монастырь. Из города Нолинска на лошадях приехали милиционеры с плётками и разорили монастырь, а само строение раскатили по бревну, и Бог ведает, куда те брёвна дели. Вce иконы и колокола увезли. Осталась только школа. Бумаги в школе не было, писали на грифельных досках».
  Деревня Сенокосы
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Эта небольшая деревушка располагалась на берегу маленькой речки напротив Болячкинского монастыря в восьми километрах от села Ошеть.

В 1885 году в деревне было 19 домов, в которых проживали 125 человек. Семьи были многодетными. В распоряжении жителей имело 373 десятины земли (по 19 десятин на хозяйство). На подворьях держали 20 лошадей, 9 жеребят, 29 коров, 14 голов молодняка, 66 голов овец и коз. Три семьи были безлошадными. В деревне процветала бедность, 11 человек из четырёх семей занимались нищенством, 20 человек из 11 семей уходили заниматься портняжничеством в Малмыжский уезд. Восемь человек из пяти семей владели грамотой, в деревне было три книги в одном доме.

На протяжении многих десятилетий численный состав деревни практически не менялся. По переписи населения 1926 года, в Сенокосах было 20 дворов, в которых проживали 98 человек. В годы Великой Отечественной войны более десятка мужчин были призваны на фронт, восемь из них погибли: Александр Егорович Бугреев, Николай Егорович Шюснин, Василий Андреевич Бугреев, Иван Дмитриевич Карелин, Сергей Фёдорович Бугреев, Дмитрий Фёдорович Бугреев, Кузьма Кондратьевич Карелин, Пётр Яковлевич Девятых.

Подробную историю деревни ещё предстоит выяснить и написать. А не стало Сенокосов в 70-х годах прошлого века.
  Деревня Роспиты
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Эта деревня была основана её первопроходцами на южном склоне правого берега речки Каменки, находилась в трёх километрах от села Ошеть. Через Роспиты проходила просёлочная дорога на село Курчум, что сделало её одним из крупных поселений Дворищенской волости.

По переписи населения в 1885 году здесь насчитывалось 32 двора и проживало 189 человек, в распоряжении которых имелось 506 десятин земли (по 15,8 десятины на хозяйство). На своих подворьях крестьяне держали 36 лошадей, 5 жеребят, 43 коровы, 8 голов молодняка, 109 голов овец и коз. Семь семей были безлошадными, пять человек - безработными. Нищенством занимались 9 человек из трёх семей. 17 человек в десяти семьях владели грамотой, в 13 домах деревни было 60 книг. На заработки, на золотые прииски в Оренбургский уезд уходили 7 человек из шести семей.
  Деревня Боталы
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Эта небольшая деревня, которая вначале называлась заимком Соловьёвским и была основана всего в полкилометре от села Ошеть, жива до сих пор. В начале 90-х годов сюда из Тюменской области приехал коренной житель Ошетского края Александр Анатольевич Леденцов, который создал здесь успешно функционирующее фермерское хозяйство. Именно ему деревня обязана своим спасением.

Если заглянуть в историю, то, по переписи населения 1885 года, в Боталах проживало всего 74 человека в 15 дворах. Имелось 227 десятин земли (по 15 десятин на хозяйство), на подворьях крестьяне держали 16 лошадей, одного жеребёнка, 19 коров и четыре головы молодняка, 28 голов овец и коз. Двое жителей были безработными, 11 человек из пяти семей занимались нищенством, три человека из трёх семей уходили на заработки в Уржум на винный завод. Грамотных было всего 10 человек. В четырёх домах деревни насчитывалось 17 книг. На протяжении многих и многих десятилетий численный состав дворов и населения деревни оставался примерно на одном уровне.
  Деревня Спасская
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Основана на месте бывшего заимка Киселёвское и расположена всего в 200 метрах через лог от села Ошеть. Лог этот раньше был очень ухоженным и сенокосным. С давних времён там выходят на поверхность подземные воды - ключи, как называли их раньше в народе. В месте выхода ключей жители Спасской рыли небольшие водоёмы на дне лога и опускали в них зимой на хранение бочки с солёными рыжиками и огурцами. Это делается и до сих пор. Деревня получила своё название во время строительства священнослужителями Васнецовыми в селе Ошеть церковного храма, освященного в честь нерукотворного Спасова образа.

Деревня Спасская существует до сих пор. Она выжила вопреки всем ветрам революционных перемен XX века. А по-настоящему в 90-х годах прошлого века спасли её дачники, в основном местные уроженцы, но живущие сегодня в городе Кирове. Именно они фактически заново отстроили деревню и хорошо её благоустроили.
  Деревня Темерево
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Деревня ТемеревоЕсли ехать через село Ошеть вниз по дороге через лог слева будет пруд, прямо на высоком пригорке располагается деревня Темерёво. Раньше она называлась Темерёвская, впоследствии название трансформировалось в более короткое. С момента постройки в Ошети Спасской церкви деревня известна тем, что жители её были тесно связаны с церковным приходом и самой церковью. Именно здесь жил церковный староста Россихин. Темерёво - одна из немногих деревень Ошетского края, сохранившаяся до настоящего времени. По переписи населения 1885 года, здесь насчитывалось 14 дворов, в которых проживали 94 человека. Характерной особенностью деревни были большие семьи, на каждый двор в среднем приходилось семь человек. В распоряжении жителей имелось 313 десятин земли (по 22,4 десятины на хозяйство).
  Деревня Карпечи
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Деревня располагалась на высоком крутом берегу небольшой речки в одном километре от села Ошеть. Первоначальное название её -Карпечёвская. Через Карпечи проходила просёлочная дорога, связывавшая Ошетский приход Спасской церкви с Вожгальским приходом.
По переписи населения 1885 года, в деревне насчитывалось 19 дворов, в которых проживали 87 человек. Жители держали на подворьях 18 ло^ шадей, 14 коров и три головы молодняка, 40 голов овец и коз, обрабатывали 301 десятину земли (по 15,9 десятин на хозяйство), пятеро жителей деревни были безработными, одна семья - безлошадная. Нищенством занимались 16 человек из 10 семей. Девять человек из семи хозяйств уходили на заработки в Уржум на винный завод. В деревне насчитывалось 11 грамотных жителей, четыре человека обучались грамоте, в трёх хозяйствах имелось 14 книг. Жители Карпечей по сравнению с жителями других деревень Ошетского края были одними из самых бедных, потому и столько человек нищенствовали. На протяжении многих десятилетий положение дел не менялось.
  Деревня Зевахи
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Основатели деревни, поселившись в двух километрах от села Ошеть в живописном мест, первоначально называли её Гороховская. Каким образом потом и когда название трансформировалось в Зевахи - точно неизвестно, но на протяжении веков в Ошетском крае жителей её хорошо знали за умение плести лапти.

По переписи населения 1885 года, в 22 дворах деревни проживали 104 человека, имевшие в своём распоряжении 302 десятины земли (по 13,8 десятины на хозяйство), на подворьях крестьяне держали 21 лошадь, двух жеребёнков, 22 коровы, три головы молодняка, 56 голов овец и коз. Пять семей были безлошадными, четыре жителя - безработными, одна семья не имела земли.

Плетением лаптей занимались восемь человек из пяти хозяйств, и ремесло это переходило из поколение в поколение. Часть жителей деревни уходили зимой работать в Уржум на винный завод, другая часть были извозчиками. Грамотой владели 10 человек, в трёх домах деревни было 14 книг. По переписи населения 1926 года, в деревне жили 85 человек в 22 дворах.
  Деревня Крысы
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

История этой деревни практически неизвестна. Первооснователи её построили свои дома в лесном массиве в двух километрах от села Ошеть рядом с просёлочной дорогой на Вожгалы. Тогда это был хутор, как он назывался, ещё предстоит выяснить.

Деревня была небольшой. По переписи населения 1885 года, в Крысах насчитывалось три дома, в которых проживали 17 человек, в распоряжении жителей имелось 104 десятины земли то 34,7 десятины на хозяйство), крестьяне держали на подворьях три лошади, три коровы, восемь голов овец и коз. В Ошетском крае деревня получила известность тем, что её жители хорошо умели бить шерсть. Шерстобитием занимались во всех трёх семьях. По одному человеку из каждой семьи занимались извозом - возили желающих аж до самой Казани, 10 человек владели грамотой, во всех домах деревни было 15 книг.
  Деревня Чудны
Сунской район, Большевистское сельское поселение.

Если ехать на северо-восток от села Ошеть через деревню Темерёво по пороге вдоль лога, идущего от Темерёво и Дворищ, то через пять километров выедешь на место, где раньше стояла деревня Чудны. Если дать ещё один ориентир, то можно уточнить, что деревня находилась с правой стороны от дороги, идущей сегодня на село Бельтюги от Казанского

После службы работал бригадиром в деревне Карпечи, затем начальником участка. На протяжении восьми лет односельчане доверяли ему должность председателя Ошетского сельского совета народных депутатов, 16 лет Афонасий Михайлович отработал в должности заместителя председателя колхоза «Искра». За добросовестный труд он награждён медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной зойны 1941-1945 гг.», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда». Деревни Крысы сегодня нет на карте Сунского района, но осталась в памяти её жителей и земляков из Ошетского края.
студия
Киров сверху
Киров на Google Earth
Витрина

Требуется для просмотраFlash Player 9 или выше.

Показать все теги
   
Рейтинг блогов   Rambler's Top100      
современный  
Строительство